Израиль древний и новый. Труды кафедры иудаики. Выпуск 1

ISBN978-5-91674-335-7
Масса 0.31 кг.
Страниц224 шт.
Электронная книга
В наличии
450 
Тематика сборника отражает профили преподавания иудаики и израилеведения на кафедре иудаики ИСАА МГУ: еврейская история, еврейские языки, еврейские литературы, экономика и политика Государства Израиль. Эта многосторонность с самого начала была заложена в основу существования кафедры и ИСАА в целом. Различные научные дисциплины объединяются здесь для изучения культур и цивилизаций, одной из которых является еврейская цивилизация. Несмотря на все исторические перипетии, она сохраняет свои отличительные черты, свою уникальность. Отсюда название сборника — «Израиль древний и новый». Современное Государство Израиль (предмет израилеведения) представляет собой феномен еврейской цивилизации и не может быть понято вне ее контекста.

Кафедра иудаики возникла на основе Центра иудаики и еврейской цивилизации, основанного в 1998 г. в рамках договора между МГУ и Еврейским университетом Иерусалима. Приказ о создании кафедры иудаики был подписан ректором МГУ академиком В.А. Садовничим в декабре 2005 г. У Центра иудаики (до создания кафедры) не было постоянного штата сотрудников. Преподавание держалось на привлеченных московских преподавателях и на профессорах Еврейского университета Иерусалима.

Целью сотрудничества с Еврейским университетом было формирование в ИСАА собственного корпуса преподавателей иудаики и израилеведения из выпускников Центра, а затем — кафедры. Этот сборник — показатель успехов в подготовке преподавателей. Почти все авторы — выпускники кафедры, преподающие в ИСАА. Это показатель не только научного уровня кафедры, но и ее успехов в педагогике, в выращивании кадров.
СОДЕРЖАНИЕ

А.Б. Ковельман. Предисловие ........................................... 7

ЛИТЕРАТУРОВЕДЕНИЕ И ПАЛЕОГРАФИЯ

М.В. Вогман. Эфиопский поход Моисея:

нарратив и экзегеза у Артапана ...................................... 9

А.В. Лисицына. Фрагмент рукописи

мидраша «Танхума» из фондов НИОР РГБ ............... 59

А.С. Вайсман. Мемуарные стратегии

в еврейских и русских автобиографиях

конца XIX — начала XX века:

детство в воспоминаниях П. Венгеровой

и Е. Водовозовой ............................................................... 71

А.Л. Полян. Американская поэзия на идише —

о Ленине, русской революции и братстве народов:

случай Пролетпена ......................................................... 101

ЯЗЫКОЗНАНИЕ И ПРЕПОДАВАНИЕ ЯЗЫКА ИВРИТ

П.Ю. Скородумова. К вопросу о путях

грамматикализации в иврите ...................................... 121

К.А. Минашкина, Ю.А. Бутеева. К вопросу

о роли консультанта-методиста в области

школьного преподавания иностранных языков

(на примере преподавания иврита

в старших классах РФ, Украины

и Республики Молдовы) ................................................ 129

ИСТОРИЯ

М.И. Гаммал. Караимы и империя:

освобождение караимов от рекрутской

повинности 1827 года ..................................................... 143

И.В. Баркусский. Библиотека Шнеерсонов

до 1928 года: события и люди ..................................... 167

ЭКОНОМИКА И ПОЛИТОЛОГИЯ

Д.А. Марьясис. О некоторых подходах к оценке

государственной политики в области инноваций.

Пример Израиля ............................................................. 185

С.А. Кожеуров. Политическое измерение

социального протеста: массовые протесты

2011 года и проблема представительной

демократии в Израиле ................................................... 203

Авторы сборника ............................................................ 218

Summaries ........................................................................ 219