ЛИТЕРАТУРНЫЕ ИТОГИ XX ВЕКА (ЦЕНТРАЛЬНАЯ И ЮГО-ВОСТОЧНАЯ ЕВРОПА)
В конце XX в. в жизни народов Центральной и Юго-Восточной Европы и развитии их литератур завершилась целая историческая эпоха. Литературы этого региона на протяжении столетий развивались под знаком борьбы за национальное освобождение. XX век, принесший странам региона долгожданную независимость, стал вместе с тем для их народов и веком тяжелейших испытаний. Первая и Вторая мировые […]
В конце XX в. в жизни народов Центральной и Юго-Восточной Европы и развитии их литератур завершилась целая историческая эпоха.
Литературы этого региона на протяжении столетий развивались под знаком борьбы за национальное освобождение. XX век, принесший странам региона долгожданную независимость, стал вместе с тем для их народов и веком тяжелейших испытаний. Первая и Вторая мировые войны, драматическая эпопея борьбы с фашизмом, тупиковый опыт строительства социализма — все это нашло многообразное отображение во множестве незаурядных художественных произведений.
Послевоенная культурная политика правящих коммунистических партий навязывала литературе идеологические догмы. В этих условиях литература вырабатывала особые формы художественного сопротивления, которое проявлялось в произведениях, выходивших в открытой печати, а также, в особенности в 1970-1980-е гг., в самиздате и книгах писателей-эмигрантов. Авторы коллективного труда, созданного на основе материалов международной конференции «Центральная и Юго-Восточная Европа: к проблематике литературных итогов XX века», проведенной в Институте славяноведения в ноябре 2001 г., стремились к свободному от прежних идеологических штампов и деформаций, объективному подходу к литературному процессу в странах региона в XX в.
Выходные данные:М.: Индрик, 2003. — 400 с.
Редакторы, составители:Редакционная коллегия: Ю. В. Богданов, Ю. П. Гусев, Г. Я. Ильина, В. А. Хорев (ответственный редактор), С. А. Шерлаимова
ISBN:5-85759-243-7
Тираж:300 экз.
Количество страниц:400
Переплет:твердый
Формат:60х90/16 (145х215 мм)
От редколлегии 7
Я. Пономарева (Москва)
Стремление к синтезу. Художественные тенденции
в болгарской прозе и драматургии второй половины XX в. 9
A. Менцвель (Варшава)
Мой взгляд на XX век 17
Г. Ольшовский (Берлин)
Дискурсы о Европе в польской литературе XX столетия 25
Е. Цыбенко (Москва)
Проблема классики в польской литературе XX в.
Проза Ярослава Ивашкевича 38
И. Аделъгейм (Москва)
Обновление психологического языка
в межвоенной польской прозе 47
С. Клементьев (Москва)
«Магическая действительность» книг Б. Шульца.
О повествовательных приемах
в польской экспериментальной прозе 1930-х гг. 56
М. Стемпень (Краков)
Польские писатели в ситуации выбора (1945-1948) 67
Г. Ритц (Цюрих)
Новые идентичности — старые формы.
Польская литература в постсоциалистическую эпоху 75
B. Тихомирова (Москва)
Польская лагерная проза как феномен литературы XX в. 84
В. Хорее (Москва)
Литература «человеческого документа».
Польский опыт 60-90-х гг. 94
Е. Костюк (Москва)
Авторская самопрезентация
в «Календаре и клепсидре» Т. Конвицкого 106
Л. Мальцев (Калининград)
«Белая ночь любви» Г. Хёрлинга-Грудзиньского:
проблема Восток-Запад в жанровом контексте 117
С. Шерлаимова (Москва)
Чешская литература XX в. в плену идеологии 127
Л. Будагова (Москва)
Чешский сюрреализм. Динамика и функция 135
Т. Кубичен (Брно)
Чешская проза 1960-х гг. между действительностью
и действительностью 143
П. Личка (Брно)
Влияние политики на чешскую поэзию после 1945 г.
Поэтические рефлексии на политические темы 151
Л. Водичка (Брно)
Драма и идентичность. Чешская драма XX в.
в водовороте поиска национальной идентичности 156
10. Богданов (Москва)
Проблемы синхронизации национального
и общеевропейского литературного развития
(на материале словацкой литературы) 165
Н. Шведова (Москва)
Эхо символизма: лирика Ивана Краско и словацкая поэзия XX в. 172
А. Машкова (Москва)
Словацкий натуризм и «философия жизни» 180
Л. Широкова (Москва)
Словацкая драматургия XX в.:
становление национальной модели,
жанрово-стилевые особенности развития 187
Э. Малити-Франева (Братислава)
Проблемы перевода экспериментального романа
(Андрей Белый, «Петербург») 192
Г. Ильина (Москва)
Лики Мирослава Крлежи
(Трагедия левой художественной интеллигенции XX в.) 203
А. Флакер (Загреб)
Глобализация пространства в хорватской литературе XX века 210
М- Яворник (Любляна)
О предсказуемости и непредсказуемости в развитии культуры 217
Я. Старикова (Москва)
Феномен В. Бартола. Роман «Аламут» 232
Ю- Созина (Москва)
Типы и образы героев в словенском романе 1970-1980-х гг. 241
B. Подлесник (Любляна)
Прочтение творчества А. Ахматовой
в словенской культуре XX в. 251
М- Проскурнина (Москва)
Проблема национального характера в македонской литературе:
проза П.М.Андреевского 261
A. Мейер-Фраатц (Франкфурт-на-Майне)
Формирование боснийской идентичности в литературе
(Андрич, Селимович, Карахасан) 274
C. Мусиенко (Гродно)
Чернобыльская трагедия в жанре литературы факта
(по книге Светланы Алексиевич «Чернобыльская молитва») 286
Й. Горетич (Дебрецен)
Тема Центральной и Восточной Европы
в современной венгерской прозе 301
М. Балог (Будапешт)
Отцы и дети в современной польской и венгерской прозе
(Особенности смены эпох в зеркале критики) 312
Г. Андялоши (Будапешт)
Видение Апокалипсиса и венгерская постмодернистская проза 320
Ю. Гусев (Москва)
Эволюция понимания классики (на материале русской
и венгерской литератур) 329
Л. Сёрени (Будапешт)
«Меня тошнит от героических поэм». Мор Йокаи
и его «Роман будущего столетия» 337
B. Середа (Москва)
«Небесная гармония» Петера Эстерхази —
последний венгерский роман XX в. 345
А. Каппанёш (Будапешт)
Авангард — наш современник 352
К. Брэгару (Бухарест)
Общий взгляд на развитие румынской литературы XX в. 360
М. Фридман (Москва)
Деградация мифа в XX столетии.
Из опыта развития румынской литературы 365
А.-М. Брезуляну (Бухарест)
Европейские перспективы румынской литературы
межвоенной эпохи (заметки по истории литературы) 376
Л. Иллеш (Будапешт)
Взгляды Дёрдя Лукача на демократизацию —
в современном восприятии 382
Я. Куренная (Москва)
Социалистический реализм
как историко-культурная проблема 391