Российский феатрон: Московский любительский театр XVIII в.
М: «Индрик», 2007. — 448 с. ISBN:978-5-85759-408-7
СКАЧАТЬ ПОЛНУЮ ВЕРСИЮ КНИГИ
В книге исследуется русский любительский театр XVIII в., или театр «охотников», предназначавшийся для широких слоев московской публики. Он находился на границе народного и «ученого» искусства, литературы и театра; в его пьесах происходило стяжение низкого и высокого, смехового и серьезного; ему были свойственны развитые рамочные конструкции. Этот театр входил в круг художественного примитива. С присущей этому виду искусства свободой драматурги и постановщики по-новому реализовывали категории зрелищности и театральности, выстраивая художественное пространство, выводя на сцену актера, способного к перевоплощению, ранее сдерживаемому множеством культурных запретов. Театр «охотников» характеризуется модальностью, которую он разделял со всей культурой XVIII в.
Введение 8
Глава 1. Театр о театре («Охотницкий» театр о себе) 20
Театральный лексикон 24
Театр. — Сцена. — Занавес. —Декорации, реквизит, костюм.
— Машинерия. — Рабочие сцены. — Актер. — Зритель. — Спектакль.
— Подходы к жанровости
Театральный трактат 42
Театр как художество. — Театр и история. — Театр как зрелище.
— Игра. — От риторики к фор-мульности. — Автор — актер — зритель.
— Театр и основные риторические задачи. — Модальность театра
Литературность театра 64
Глава 2. Рамы «охотницкого» театра 72
Внешняя рама: малые части пьесы (антипролог — пролог — эпилог) 81
Внутренняя рама: аргументы и ремарки 85
Аргументы. — Ремарки
Встроенная рама: весть — предсказание — пересказ 97
Весть и Вестник. — Предсказание. — Пересказ
Глава 3. Формулы театральности 116
Зрелищность и театральность 117
Обряд на сцене 124
Похороны. — Свадьба. — Коронации
Паратеатральные формы 142
Триумфальные врата, фейерверки, смотр войск. — Банкет.
— Интермедиальные пирования
Публичная жизнь на сцене 162
Прием послов. — Заседание сената и суд. — Получение ученого звания
Культурные реминисценции на сцене 167
Обряд жертвоприношения. —Турниры и поединки. — Дуэль
Глава 4. Пространство и вещь 176
Домысливаемое пространство 179
Пространство, ориентируемое по вертикали. — Географическое пространство
Театральное и сценическое пространство 185
Локусы «охотницкого» театра 187
Локусы закрытого пространства
Дворец и палаты. — Сенат. — Квартира. — Темница. — Монастырь. — Театр
Локусы открытого пространства
Лес. —Пустыня — Сад. —Море. —Поле сражений
Интермедиальное пространство 215
Вещь на сцене 215
Глава 5. Человек на «охотницкой» сцене 232
Разряды персон 233
Система разрядов. — Нарушения системы разрядов.
— Характеристики персон по разрядам. — Аллегорические фигуры и античные боги.
— Интермедиальные персонажи
Тело и чувства 259
Человек чувствующий и разумный. — Концепция судьбы театральных персон.
— Человек телесный. — Телесный код на уровне слова. — Эпизоды смерти. —
Эпизоды болезни. — Любовные эпизоды
Глава 6. Сценическое слово 296
Монолог/диалог 299
Интонация, сила звука 303
Музыкальные номера 309
Игра со словом 313
Формулы общения 319
Самопредставление/представление. — Этикетные формулы.
— Путевые формулы. — Приказ — совет
Пароль 339
Грамоты 343
Молитва 346
Глава 7. Игра 358
Действие 359
Движение. — Позиции. — Жесты
Перевоплощение 371
Костюм театральной персоны. — Маска, грим, мимика.
— Приемы идентификации. — Игра в игре
Заключение 420
Литература 430
Указатель драматических произведений 441
Выходные данные:М: «Индрик», 2007. — 448 с.
ISBN:978-5-85759-408-7
Тираж:500 экз.
Количество страниц:448
Переплет:твердый
Формат:60х90/16 (145х215 мм)