Творения преподобного Андрея Рублева и иконописцев великокняжеской Москвы
Монография посвящена самым выдающимся художественным памятникам XIV–XV веков, созданным прославленным Андреем Рублевым и его современниками. Среди десятков икон, фресковых композиций и миниатюр, приписываемых Рублеву, в книге выделяются наиболее достоверные творения его кисти – «Святая Троица», «Звенигородский чин», росписи Успенского собора во Владимире, определяется соотношение с его творчеством других произведений. Центральное место занимают древние иконы Деисусного и Праздничного рядов иконостаса Благовещенского собора в Московском Кремле – шедевры византийско-русской живописи, являющиеся краеугольным камнем в истории искусства великокняжеской Москвы. Благодаря изучению письменных источников воссоздана история иконостаса Благовещенского собора в XV–XVII столетиях, рассмотрены иконография и художественные особенности деисусных и праздничных икон, получивших новые датировки и атрибуции. Особое значение имеют первая и последняя главы: в них затрагиваются проблемы и вопросы в изучении московской школы живописи, дается полный обзор работ исследователей XIX – начала XXI века, благодаря чему возникает яркая историческая картина отечественной науки с ее менявшимися методами и мнениями ученых, зависевшими от идеологических установок времени.
Книга предназначена для широкого круга читателей – историков и искусствоведов, преподавателей и студентов гуманитарных вузов, музейных работников и знатоков московских святынь, а также для всех неравнодушных к духовной культуре и высокому искусству.
Выходные данные:М.: Индрик, 2007. – 492 с., 311 илл. + 68 цв. табл.
ISBN:978-5-85759-406-3
Тираж:800 экз.
Количество страниц:492
Переплет:твердый
Формат:70х100/8 (245х340 мм)
От автора 7
Глава первая
Живописное искусство великокняжеской Москвы
в отечественной историографии 11
ХIХ– начало ХХ века 11
1918– 1940 годы 16
1950– 1960 годы 22
1970– 2005 годы 25
Ученые ХIХ–ХХI веков о творчестве преподобного Андрея Рублева 42
Изучение древних икон Деисуса и праздников иконостаса
Благовещенского собора в Московском Кремле 53
Раскрытие и интерпретация духовного содержания
образов искусства Андрея Рублева и других иконописцев
великокняжеской Москвы 66
Глава вторая
Творения преподобного Андрея Рублева 73
Росписи Успенского собора во Владимире 74
Икона «Святая Троица» 121
Иконы Деисусного чина («Звенигородский чин») 126
Напрестольное Евангелие-апракос («Евангелие Хитрово») 130
Росписи Успенского собора на Городке в Звенигороде 138
Икона-список «Богоматерь Владимирская» 152
Иконостасные комплексы 159
Глава третья
История иконостаса Благовещенского собора 161
Открытие древних икон придворной церкви в ХХ столетии 161
Визуальные наблюдения над иконами и свидетельства
исторических источников 165
Новые выводы 173
Глава четвертая
Иконы Деисусного чина
в иконостасе Благовещенского собора 185
Истоки иконографии Деисуса со «Спасом в силах» 186
Иконография образа «Спас в силах»
в Деисусе Благовещенского собора 200
Духовные основы Деисуса с образом «Спас в силах»
в Московской Руси 218
Художественное своеобразие Деисуса Благовещенского собора:
«Спас в силах» и святые заступники 222
Художественно-стилистические аналогии икон Деисуса
Благовещенского собора и их мастера 227
Глава пятая
Иконы праздничного ряда
в иконостасе Благовещенского собора 249
Иконографические и композиционные особенности
праздников Благовещенского собора и их литературные параллели 249
Стилистические особенности и манера письма
праздников Благовещенского собора 311
Глава шестая
Вопросы и проблемы изучения
московской школы живописи 369
Стилистические течения, направления и этапы,
варианты православной духовности 369
Сохранившиеся и исчезнувшие произведения 374
Сотрудничество мастеров 377
Своеобразие московской школы живописи 388
Список иллюстраций 391
Принятые сокращения 397
Источники и литература 401
Таблицы 417