Избранные трактаты из «Амфилохий»

Св. патриарх Фотий.
Масса кг.
Нет в наличии
Публикация в русском переводе сочинений одного из крупнейших мыслителей Византии, святителя Фотия, патриарха Константинопольского, впервые дает возможность отечественному читателю ознакомиться с многогранным и еще не в полной мере оцененным творчеством этого незаурядного человека. Книга адресована студентам и аспирантам, специализирующимся в области богословия, библеистики и классической филологии, а также всем интересующимся историей византийского богословия и философии. […]

Публикация в русском переводе сочинений одного из крупнейших мыслителей Византии, святителя Фотия, патриарха Константинопольского, впервые дает возможность отечественному читателю ознакомиться с многогранным и еще не в полной мере оцененным творчеством этого незаурядного человека.

Книга адресована студентам и аспирантам, специализирующимся в области богословия, библеистики и классической филологии, а также всем интересующимся историей византийского богословия и философии.

Выходные данные:М.: Индрик, 2002. — 208 с.

Редакторы, составители:Перевод, составление, статья Д. Е. Афиногенова.

ISBN:5-85759-205-4

Тираж:1500 экз.

Количество страниц:208

Переплет:мягкий

Формат:70х100/32 (120х165 мм)

СОДЕРЖАНИЕ

ОТ СОСТАВИТЕЛЯ (Д.Е.Афиногенов) 13

АМФИЛОХИИ,

или изъяснения священных слов

и вопрошаний к Амфилохию,

преосвященнейшему митрополиту Кизика,

испросившему во время искушений

разрешения различных вопросов,

числом простирающихся до трехсот 14

Трактат 2

Если в седьмой день почил Бог от всех дел

Своих (Быт. 2:2), почему спасительное Слово

Отчее говорит: «Отец Мой доныне делает,

и Я делаю» (Ин. 5:17)? 16

Трактат 3

Почему Владыка исцелил глаза слепого,

воспользовавшись брением (Ин. 9:6—7),

а не иным способом? 19

Трактат 4

Что значит: «Гнушаясь даже одеждою,

которая осквернена плотию» (Иуд. 23)? 20

Трактат 5

Если все, что подлежит необходимости, действует

насильственно даже против желания, а необходимо

прийти соблазнам в мир (Мф. 18:7), то несправед

ливо проклинать подвергшегося насилию и нака

зывать его за прегрешение 21

Трактат 6

Почему Моисей не упоминает о Царствии Небес

ном, хотя Спаситель в Евангелии прямо сказал,

что оно уготовано праведным от сотворения мира

(Мф. 25:34)? 24

Трактат 7

Если на нас сошлись концы веков (ср. 1 Кор. 10; 11,

ц.-слав.), то в каких веках явится нам богатство

Христово (Еф. 2:7)? 28

Трактат 8

Почему говорится, что чада Божий не делают гре

ха (ср. 1 Ин. 3:9) — а таковыми то же Писание

называет родившихся от воды и Духа (Ин. 3:5) —

но мы видим, как многие, усыновленные через

крещение, снова совершают грехи? 30

Трактат 9

Почему, в то время как богоотец Давид сказал:

«Дни человека как. трава» (Пс. 102:15) и так

далее, сын его Соломон объявляет, что «великая

вещь человек и дорогая муж» (Прит. 20:6,

ц.-слав.)? 33

Трактат 10

Почему Евангелист называет страдающих болезнью

беснования лунатиками (ср. Мф. 4:24; 17:15)? 35

Трактат 11

Почему, если Адам согрешил и получил в наказание

смерть, сын его, ничем не согрешивший, умирает

раньше? 38

Трактат 12

О том, что слова «На суд пришел Я в мир
сей» (Ин. 9:39) и «Япришел не судить мир, но
спасти мир» (Ин. 12:47), не противоречат друг
другу, даже если кому-то так кажется 41

Трактат 13

Если пребывание в вечном наказании много тяжелее
полного небытия (ибо быть снедаемым мучениями
и страданиями гораздо хуже, чем не терпеть ничего
такого), зачем Бог привел [в бытие] тех, кому, как
т, говорят, предстояло провести жизнь во грехе, и пред
почел худшее лучшему? 44

Трактат 14

Что значит «открылись глаза у них» (Быт. 3:7),

и как грехопадение обрело силу открывать глаза? 50

Трактат 16

Почему Моисей назвал землю безвидной

(Быт. 1:2)? 52

Трактат 17

Почему [закон] воспрещает людям есть растерзан
ное зверем мясо (Исх. 22:31)? 55

Трактат 18

Как нужно понимать «Да не явишься предо Мною
пуст» (Исх. 23:15)? 56

Трактат 19

Каким образом не противоречит одно другому, снача
ла сказать: «И вот, все хорошо весьма» (Быт. 1:31),
а потом разделить и назвать одних животных чис
тыми, а других нечистыми? 58

Трактат 20

Почему человек, отступивший от ереси, если его
жизнь не опорочена, восходит в священство, а ви
новный в телесном осквернении, даже если отступит
от беззаконных дел, не возводится в священниче
ский сан? 62

Трактат 22

Почему ангел не явился, прежде чем Иосиф помы
слил отпустить Мариам, чтобы предотвратить этот
замысел, но пришел оспрепятствовать ему, лишь
когда тот перешел от замысла к действию? И почему
он называетДеву женой Иосифа (Мф. 1:20)? 65

Трактат 23

Что значит: «Вот, Адам стал как один из Нас,

зная добро и зло» (Быт. 3:22)? 70

Трактат 24

Каким образом можно говорить, что смерть Хри
стова была и желанна Отцу, и нежеланна? И как
она же оказалась и для лукавого одновременно же
ланной и нежеланной? 75

Трактат 25

Кому принадлежат слова «а все сие произошло»

(Мф. 1:22), писателю или архангелу? 88

Трактат 26

Почему Христос при Своем рождении попустил,

чтобы из -за Него произошло избиение младенцев? 90

Трактат 27

Почему, говоря, что Бог один, а ипостасей три, мы
называем и Сына Богом, и Отца Богом Самого по
Себе, и так же Духа, но, говоря, что Божество одно,
а ипостасей три, уже не можем называть Божест
вом ни Отца, ни Сына, ни Духа, и даже Их троих,
вместе взятых? 95

Трактат 28

Если Сын и Дух исходят из одной и той же Причины,
каким образом они не получают названия брать
ев и Дух не принимает именование Сына? 102

Трактат 29

Если крещение Иоанново, как пишет священный
Лука (Лк. 3:3), доставляет оставление грехов, то
чем отличается от него Господнее? 106

Трактат 30

Каким образом, при том, что Спаситель сказал:
«Не две ли малые птицы продаются за асса-
рий! И ни одна из них не упадет на землю без
воли Отца Моего Небесного» (Мф. 10:29), Павел,
через которого вещает Христос, говорит: «Оволах
ли печется Бог» (1 Кор. 9:9)? Ведь это высказы
вание создает впечатление, что ученик противоре
чит учителю 113

Трактат 31

Как следует понимать, что «Бог может из камней
сих
воздвигнуть детей Аврааму» (Мф. 3:9; Лк. 3:8)? 118

Трактат 32

Что означает «лопата Его в руке Его» (Мф. 3:12)

и так далее? 120

Трактат 33

Почему, когда гнев Божий постиг Корея, Дафана
и Авирона, хотя остальному народу следовало бы,
испугавшись и страшась опасности для жизни,
сдержать заносчивость и безумство своего образа
мыслей и осознать свои прегрешения, они, не про
явив ничего подобного, еще и ропщут на Моисея? 123

Трактат 34

Кого следует подразумевать в евангельском речении
поддетьми, которые играли иудеям на свирели, и те
не плясали; пели им печальные песни, и те не рыдали
(Мф. 11:16-17; Лк. 7:31-32)? Ведь понимать под
детьми Предтечу и всеобщего Владыку было бы не
лепо, потому что тогда вина иудеев исчезает — ибо
не повиноваться детям непредосудительно 126

Трактат 35

Почему не противоречат друг другу увещание пер-
воверховного из учеников, гласящее: «Будьте
всегда готовы всякому, требующему у вас
отчета в нашем уповании, дать ответ»
(1 Петр. 3:15), и Владычнее приказание, пове
левающее тем, кого ведут на суд царей и правителей
давать отчет за веру, не заботиться заранее об от-
вете(Мф. 10:18-20)? 135

Трактат 36

В каком смысле сказано: «Сотворим человека по образу Нашему»

(Быт. 1:26), и что здесь образ,

и каков прообраз? Ибо вместе со всяким образом

по необходимости рассматривается и первообраз 137

Трактат 37

Как может не быть противоположным «око за око
и зуб за зуб» (Мф. 5:38) и «А Я говорю вам: не
противься злому» (Мф. 5:39), то есть не отвечай
ему тем же и не защищайся от врага? 146

Трактат 45

Как понимать «Кто матерь Моя и кто братья
Мои?» (Мф. 12:48)? Ведь многие сделали из этого
повод для преткновения 148

Трактат 49

Как понимать «Всякий грех и хула простятся
человекам, а похулившему Духа Святого не
простится ни в сем веке, ни в будущем»
(Мф. 12:31-32)? 155

Трактат 75

Каким образом говорится, что Бог — во вселенной,
и как можно разрешить предлагаемые некоторыми
по этому вопросу недоумения? 163

Трактат 77

Различные недоумения о роде и виде, вместе

с которыми можно найти и их разрешения 167

Трактат 92

Письмо Георгию, митрополиту Никомидийскому
(Письмо 165) 171

Трактат 107

Письмо протоспафарию Льву (Письмо 209) 187

Трактат 111

Письмо Стефану, принявшему православие

(Письмо 214) 188

Трактат 116

Письмо Евсхимону, архиепископу Кесарийскому
(Письмо 246) 192

Трактат 117

Письмо Евсхимону, архиепископу Кесарийскому

(Письмо 247) 194

Трактат 205

Феодору игумену (Письмо 65) 197

Трактат 217

Иоанну, протоспафарию и протонотарию дрома,

по прозванию Хрисохиру (Письмо 134) 201

Письмо Георгию Никомидийскому (Письмо 277) 204