Гентский алтарь Яна ван Эйка: Композиция произведения. Божественная и человеческая перспектива.
От автора 9
Глава I. Вводные замечания
§ 1. Предварительные сведения 13
§ 2. Постановка проблемы 15
Глава II. Открытый алтарь:
Противопоставление небесного и земного
как противо поставление внутренней и внешней
зрительной позиции
§ 1. Основные темы открытого алтаря 17
§ 2. Сцена поклонения Агнцу: смена зрительных позиций 26
§ 3. Псевдодеисусная композиция:
внутренняя зрительная позиция 36
§ 4. Святые отшельники и паломники,
праведные судьи и воины Христовы:
внешняя зрительная позиция 43
Глава III. Закрытый алтарь:
Противопоставление небесного и земного
как противо поставление по степени условности образа
§ 1. Молитва донаторов: фигуры людей и фигуры святых 51
§ 2. Сцена Благовещения:
контаминация небесного и земного 55
§ 3. Диалог Девы и Архангела 65
Глава IV. Адам и Ева:
стилистическая гетерогенность их изображения 67
Глава V. Итоги 75
Экскурсы
Экскурс I. К интерпретации изображения Бога
в Гентском алтаре (к с. 17) 81
Экскурс II. Семиотика письма
в надписях на картинах ван Эйка (к с. 26) 91
Экскурс III. Совмещение внешней и внутренней перспективы
(некоторые параллели к Гентскому алтарю) (к с. 32) 103
Экскурс IV. Зеркальное отражение
как способ представления пространства у ван Эйка
и других фламандских живописцев XV в. (к с. 33) 117
Экскурс V.«Правое» и «левое» в древнейших описаниях
Гентского алтаря (к с. 34) 137
Экскурс VI. Связь изображения с движением зрителя
(некоторые параллели к Гентскому алтарю) (к с. 47) 141
Экскурс VІI. Изображение речи в картине:
перевернутые написания
(некоторые параллели к Гентскому алтарю) (к с. 65) 145
Экскурс VIІI.«Оживающая статуя» на внешних створках
алтаря во фламандском искусстве XV в.
(некоторые параллели к Гентскому алтарю) (к с. 72) 157
Цитируемая литература 161
Указатели
Имена художников 185
Местонахождения произведений искусства 191
Список иллюстраций
Цветные иллюстрации 199
Черно-белые иллюстрации 203
Тираж:1000 экз.
Формат:70х100/16 (170х240 мм)