Художественная деталь и целое: структурные и исторические вариации
Книга посвящена проблеме фрагментации композиционного целого в искусстве. На примерах из современного и классического искусства рассматривается роль детали в изображении. Исследование типов выявления и автономизации отдельного выразительного элемента предваряется обзором концепций, оказавших существенное влияние на построение моделей соотношения художественной части и целого. Выявляется семантика приемов выделения и изоляции детали, перечисляются фигуративные объекты, выполняющие функцию детали. Показывается, как акцентированный элемент оказывает обратное воздействие на художественное целое, что проявляется, в частности, в изменении восприятия всей композиции, обращении к замещающей целое цитате в актуальном искусстве, увеличении комбинаторности и многоголосия изобразительной системы.
СОДЕРЖАНИЕ
Введение 7
Глава 1.
Вариативность соотношения детали и целого. теоретические аспекты проблемы 15
Категории «оптическое» и «осязательное» в моделях языка
пластических искусств.
Формальный метод искусствознания 15
Проблема соотношения части и целого
в контексте культурологии и философии ХХ века 19
Элементы композиции и их «вес». Гештальтанализ 32
Семантические обертоны и языковой «сдвиг» в интерпретации
формального литературоведения. Проблема монтажа 42
Типология знаков в структурализме и семиотике 49
Психоанализ и постструктурализм о вариативности знака
в искусстве 58
Искусствоведческие трактовки скрытой символики
и эмблематики фигуративных мотивов 81
Глава 2.
Амбивалентность и автономия художественной детали 104
Возможности автономного плана в искусстве 105
Внесистемное как залог художественной
индивидуальности 105
От целого к фрагментации.
Эволюция способов детализации в истории искусства 114
Формы пластического претворения изобразительной
автономии 146
Нелинейность художественного пространства
и локализация детали в символизме 160
Деталь и восприятие близкого. Проблема дистанции
как условия видения и подражания. Панорамная оптика 176
Семантическая интенсивность художественной детали.
Определенность и многозначность 191
Прямая денотация, или недвусмысленное указание
на прообраз-модель 191
Косвенное указание на модель в рамках целого 192
Возможность косвенного указания
как импровизации в рамках целого 194
Изобразительная метафора
как форма косвенного (скрытого) выражения 195
Коннотация, или утрата модели и целого 197
Глава 3.
Автономизация точки зрения и композиция 205
Способы репрезентации авторской субъективности
в романтической композиции (К.Д. Фридрих) 205
Семантическая асимметрия живописного пространства
как результат цитирования 232
Фигуративные элементы композиции
и смысловой полифонизм 252
«Суггестивная деталь» в визуальной практике постмодерна 280
Заключение 289
Библиография 293
Иллюстрации 303
Тираж:300 экз.
Формат:60х90/16 (145х215 мм)