Дева-воительница в литературе русского модернизма: образ, мотивы, сюжеты

Зусева-Озкан В.Б
ISBN978-5-91674-629-7
УДК821,161,1,0
Масса 1.04 кг.
Страниц712 шт.
Тема Искусствоведение. Культурология
Литературоведение
Бумажная книга
В наличии
1 500 
Электронная книга
В наличии
1 000 
Зусева-Озкан В.Б.
Дева-воительница в литературе русского модернизма: образ, мотивы, сюжеты / В.Б. Зусева-Озкан;
отв. ред. А.Л. Топорков. — М.: Индрик, 2021. — 712 с., ил.
(Серия «“Вечные” сюжеты и образы». Вып. 5.)
ISBN 978-5-91674-629-7
Монография посвящена репрезентации «вечного» образа девы-воительницы в литературе и искусстве Серебряного века русской культуры. Впервые выявлены мифологические истоки и историческая поэтика мотивно-сюжетного комплекса, связанного с героиней такого типа. Установлены параллели между образом воительницы в России и в ряде европейских стран. Специальные очерки посвящены разработке и переосмыслению этой фигуры в произведениях Д.С. Мережковского, В.Я. Брюсова, А.А. Блока, А. Белого, Н.С. Гумилева, М.А. Кузмина, М.И. Цветаевой, Е.И. Замятина. Рассматриваются также произведения менее известных авторов, таких как Н.Г. Львова, С.Я. Парнок, Л. Столица, А.А. Баркова, и даже совсем забытых, вроде М.Е. Лёвберг. Помимо литературных текстов, привлекаются произведения изобразительного и музыкального искусства, театральные постановки, фольклор, религиозно-мистические сочинения. Наряду с традиционными филологическими методами используются подходы, разработанные в рамках мифопоэтических и гендерных исследований.
Книга предназначается для филологов и всех, кого интересует русская культура Серебряного века.
СОДЕРЖАНИЕ

Предисловие.
О задачах и принципах этой книги . 13

Пролегомены . 22
1. Кто такая дева-воительница? . 23
2. Какие воительницы появятся в этой книге?
(Проблема критериев) . 26
3. Типология сюжетов о воительнице . 41
4. Источники образа воительницы в литературе русского модернизма. Топосы и стереотипы . 46
5. Воительница в русской литературе до Серебряного века . 62

Воительница у Д.С. Мережковского
и формирование концепции Третьего Завета . 92
1. «Легенда из Т. Тассо» и ее редакции . 93
2. Книга Мережковского о Жанне д’Арк . 115

Образ девы-воительницы в поэтическом диалоге В.Я. Брюсова и Н.Г. Львовой . 128
1. Стихотворение «Бой» в контексте брюсовских константных мотивов . 130
2. «Переписывание» «Боя» в стихотворении
Н. Львовой «Твой шлем покатился...» . 140

«Бой» В.Я. Брюсова и «Поединок» Н.С. Гумилева:
проблема поэтического состязания . 154
1. К вопросу о «Бое» как возможном претексте «Поединка»: аргументы за и против . 155
2. О других возможных источниках «Поединка» . 161
3. «Поединок» и «Пентесилея» Г. фон Клейста . 165
4. Мотив поединка возлюбленных в лирике «Жемчугов»
и брюсовская поэтика . 176

Валькирическая героиня в системе персонажей драматической поэмы Н.С. Гумилева «Гондла» . 182
1. Явления воительницы в творчестве Гумилева
и проблема аксиологических полюсов . 183
2. Героиня «Гондлы» и «Дочь болотного царя» Х.К. Андерсена . 189
3. Лера / Лаик и Сванхильда / Гудруда
в «Эрике Светлооком» Р. Хаггарда . 193
4. «Гондла» и ранние пьесы Г. Ибсена. Лера и Йордис . 198
5. «Гондла» и сага о Кондле. Лера / Лаик
и фея «страны блаженства» . 226

Дева-воительница в художественном мире А.А. Блока и гностический миф . 232
1. Маскулинность и фемининность в представлениях Блока . 233
2. Варианты образа воительницы у Блока и влияние Р. Вагнера . . 235
3. Софийный сюжет ранней лирики Блока
и история Зигфрида и Брунгильды . 238
4. Образ воительницы и вагнеровские отзвуки
во втором томе лирики . 258
5. Эволюция фигуры воительницы в третьем томе лирической трилогии . 273
6. Фигура воинственной героини в пьесах Блока . 291
7. Брунгильда и Зигфрид в публицистике
и эгодокументах Блока . 308

Валькирический миф
в творчестве Андрея Белого . 318
1. Источники валькирического мифа у Андрея Белого . 319
2. Валькирия в лирике Белого . 320
3. Валькирический миф в статьях Белого и Блока
об Ибсене . 323
4. Эсхатологические мотивы: валькирия в публицистике
Белого и Блока 1905 г. Брунгильда и Дракон . 326
5. Валькирический миф в «Кубке метелей» . 336
6. Кризис валькирического мифа у Андрея Белого . 347
7. Валькирия Белого в зеркале Марины Цветаевой . 349

Воительница в творчестве М.А. Кузминаи образ профанной любви . 354
1. Поэма «Всадник»: Браманта и ее прототип . 355
2. Роман «Подвиги Великого Александра»:
специфика изображения амазонок . 372

Воительницы и андрогины
в творчестве Любови Столицы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 388
1. Андрогины и инверсия гендерных ролей. Л. Столица как предшественница М. Цветаевой . 389
2. Полемика с маскулинным гендерным порядком
и образ женщины-поэта . 393
3. Образы андрогинов и мотивно-сюжетный комплекс
воительницы в пьесе «Звезда от Востока» . 395
4. Гендерные инверсии в романе в стихах «Елена Деева», «Сказке о нежной княжне и о княжиче Снегуре»
и в «Песни о Золотой Олоне» . 396
5. Тема женской власти в лирике Л. Столицы . 400
6. Образ воительницы между легендой
и современностью . 404
7. Афина и Жанна д’Арк как эквиваленты Софии . 412
8. Цикл «Битвы греков с амазонками»: любовь и вражда . 416
9. Воительница в новых исторических обстоятельствах:
годы Первой мировой войны . 422
10. «Песнь о Золотой Олоне»: воительница и миф о спасении . 427
11. «Зеркало девственниц»: комическая воительница . 436

Дева-воительница как alter ego М.И. Цветаевой . 440
1. Темы преодоления пола и андрогинности
в высказываниях М. Цветаевой . 441
2. Воительница в лирике Цветаевой 1909–1916 гг. . 446
3. Новые варианты образа воительницы
в творчестве Цветаевой 1917–1921 гг. . 453
4. Тема любви двух «сильных» в творчестве Цветаевой
и мотив равенства . 469
5. Воительница и материнство . 481

Поэма-сказка М.И. Цветаевой «Царь-Девица»
в свете фольклорных и литературных источников . 486
1. Сказки о царь-девице из собрания А.Н. Афанасьева . 488
2. Персонажи поэмы в свете античных
и библейских параллелей . 493
3. Сюжет поэмы и мотив взаимной предназначенности
героя и воительницы . 501
4. Мотив спасения и его возможные источники . 511
5. Андрогинность героини . 514
6. Сказочные и былинные богатырки
как прототипы цветаевской Царь-Девицы . 527

Воительница как persona non grata
в творчестве С.Я. Парнок . 540
1. Фигура воительницы и биографический аспект . . . . . . . . . . 541
2. Триптих «Пенфесилея»:
трансформация мифологического сюжета . 545
3. Триптих как «агон»: Алкей и Сафо . 555
4. Воительница в поздней лирике Парнок . 561

Драма «Жанна д’Арк» (1920)
в контексте творчества М.Е. Лёвберг . 564
1. Поэтический «трансвестизм» Лёвберг
и образ рыцаря в ее лирике . 566
2. Драматическое наследие Лёвберг
и «маскулинизированные» героини . 570
3. Драма «Жанна д’Арк»: специфика конфликта
и образа центральной героини . 572

Дева-воительница как константа
художественного мира Е.И. Замятина . 584
1. Явления воительницы у Замятина:
характерные особенности . 585
2. Воительница в рассказе «Кряжи»
и в типологическом освещении . 586
3. Воительница в рассказе и киносценарии «Север»
и проблема сюжетной развязки . 591
4. Трагедия «Атилла» и проблема любовного треугольника . 594
5. Образ Ильдегонды: традиционные топосы
и легендарные параллели . 597
6. Ильдегонда и Брунгильда . 603
7. «Атилла» и театр Ибсена. Ильдегонда и Йордис . 609
8. Ильдегонда: воительница или не вполне воительница? . 613

Амазонка, красноармейка, атаманша:
воительница в творчестве А.А. Барковой . 620
1. Значение образа воительницы
в ранних произведениях Барковой . 621
2. Воительница и мотив жертвы . 622
3. Мотив любви-вражды и реалии Гражданской войны . 628
4. Стихийность и удаль как определяющие черты
воительницы . 632
5. После «Женщины»: эволюция образа воинственной героини . 638
6. Апофеоз воительницы в пьесе «Настасья Костер» . 645

Вместо заключения . 664

Библиография . 681

Именной указатель . 703

Указатель мифологических
и литературных персонажей . 707