Проблемы исторической поэтики. Этнологические аспекты.
В оформлении обложки использованы фрагмент римской копии скульптуры Аристотеля (384 до н. э. – 322 до н. э.), создателя учения о поэзии и автора первого трактата о поэтике, и фото основоположника исторической поэтики А.Н. Веселовского (1838–1906).
В книге поставлены проблемы этнопоэтики русской словесности: раскрыты ее христианские основания, выявлен национальный акцент в трактовке категорий исторической поэтики (фабула, сюжет, жанр, хронотоп, образ, символ, фантастика, условность, текст), рассмотрены актуальные задачи новой текстологии.
В оформлении обложки использованы фрагмент римской копии скульптуры Аристотеля (384 до н. э. – 322 до н. э.), создателя учения о поэзии и автора первого трактата о поэтике, и фото основоположника исторической поэтики А.Н. Веселовского (1838–1906).
СОДЕРЖАНИЕ
Историческая поэтика и ее категории ................................................. 6
Литературная критика и поэтика литературы ................................. 13
Условность и фантастика ..................................................................... 19
«Без?бразна» ли поэзия? ...................................................................... 27
Курсив Достоевского ............................................................................. 32
К спорам о жанре ................................................................................... 40
О сюжете и фабуле ................................................................................. 56
Кто автор «Формального метода в литературоведении»? .............. 63
Достоевский и Бахтин в современной научной парадигме ............ 81
Хронотоп как проблема исторической поэтики ............................... 90
Прошлое, настоящее и будущее русской словесности ................... 103
Русская литература и христианство ................................................. 110
Пасхальный рассказ ............................................................................ 116
Символика христианского календаря
в поэтике Достоевского ........................................................ 128
Читатель как субъект повествования
в «Братьях Карамазовых» .................................................... 138
Православные аспекты этнопоэтики русской литературы .......... 144
Христианский реализм ....................................................................... 166
Умиление как категория поэтики Достоевского ............................. 179
Поэтика парадокса в «Дневнике Писателя» Достоевского .......... 195
Текстология как технология .............................................................. 205
Буква и дух русской классики ............................................................ 222
Почвенничество в русской литературе: метафора
как идеологема ....................................................................... 230
Список цитируемой литературы ....................................................... 240
Список условных сокращений ........................................................... 254
Именной указатель .............................................................................. 255
Предметный указатель ....................................................................... 260