Техника реставрации станковой масляной живописи. Изд. 2-е.
Настоящая книга отражает практический опыт, накопленный несколькими поколениями отечественных реставраторов станковой масляной живописи за последние пятьдесят лет. Ее авторы — реставраторы высшей квалификации, много лет посвятившие практической и педагогической работе по специальности «Станковая масляная живопись». В книге изложение теоретических основ реставрационных методов объединено с системой практических знаний и навыков, необходимых молодым реставраторам. В то же время данная книга может представлять значительный интерес и для более широкой аудитории: художников, искусствоведов, хранителей музейных коллекций, экспертов в области изобразительного искусства.
ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение. Техника масляной живописи в контексте проблем реставрации 7
Глава I. Общее представление о разрушениях произведений
станковой масляной живописи в связи с их технологией,
условиями бытования и хранения. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 13
1. Структура картин, исполненных в масляной технике.
Причины и виды повреждений . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 13
2. Повреждения материалов, применяемых в качестве основы
для масляной живописи, и методы их устранения . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 15
2.1. Гибкие основы: холст, картон, бумага . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 15
2.2. Жестокие основы: дерево, металл . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 15
3. Виды грунтов масляной живописи и их повреждения . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 29
4. Повреждения красочного слоя масляной живописи . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 35
5. Виды защитных лаковых покрытий масляной живописи
и их повреждения . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 39
Глава II. Методы технической реставрации. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 41
1. Подрамник . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 41
1.1. Историческое развитие конструкции подрамника.
Требования к экспозиционному подрамнику. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 41
1.2. Современные требования к подрамнику . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 45
2. Укрепление красочного слоя . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 47
2.1. Укрепление живописи на клеевом грунте . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 48
2.2. Общая профилактическая заклейка . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 50
2.3. Укрепление с оборота холста . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 51
3. Укрепление расслоений красочного слоя. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 52
4. Укладка сседаний . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 53
4.1. Укладка сседаний клеевым способом . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 53
4.2. Укладка сседаний с помощью лака (метод П.И. Баранова) . . . . . . . . . . . . . . . 54
5. Устранение деформации холста. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 55
6. Соединение прорывов. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 58
6.1. Соединение простых прорывов без утраты основы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 59
6.2. Соединение прорывов встык на ПВБ. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 60
7. Подведение реставрационных кромок . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 61
8. Подведение реставрационного грунта в местах утрат . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 66
9. Реставрация живописи на картоне . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 67
10. Реставрация живописи на холсте, наклеенном на картон. . . . . . . . . . . . . . . . . . . 69
11. Дублирование холста . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 70
11.1. Удаление этикеток, наклеек, печатей с оборота холста . . . . . . . . . . . . . . . . . 71
11.2. Удаление старого дублировочного холста. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 73
11.3. Расчистка оборота . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 74
11.4. Обработка швов . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 75
11.5. Выбор холста для дублирования . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 76
11.6. Использование прокладочных материалов . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 77
11.7. Дублирование по методу «подрамник в подрамник» . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 78
11.8. Натяжка дублированной картины . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 80
Глава III. Раскрытие живописи . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 83
1. Выбор научно обоснованного метода раскрытия живописи . . . . . . . . . . . . . . . . . 83
2. Удаление поверхностных загрязнений . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 85
3. Выбор метода и технические приемы работы
со старым лаковым покрытием . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 94
3.1. Регенерация лака. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 95
3.2. Приемы регенерации лака напылением спирта
или смеси растворителей . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 96
3.4. Подбор растворителей и техника удаления старых
лаковых покрытий . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 98
3.5. Контроль за удалением лака в ультрафиолетовых лучах . . . . . . . . . . . . . . . . 99
4. Этические проблемы удаления лаковых покрытий картин . . . . . . . . . . . . . . . . . 103
5. Удаление записей . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 104
5.1. Подход к удалению поздних неавторских добавлений — записей . . . . . . . . . . 107
5.2. Причины нанесения записей. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 109
5.3. Подбор растворителей для удаления записей. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 111
5.4. Приемы работы по удалению записей . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 114
Глава IV. Тонировки и реконструкция . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 117
1. Музейные правила тонировки и реконструкции . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 117
2. Виды тонировок . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 118
2.1. Тонировка нейтральным тоном. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 118
2.2. Тонировка, воссоздающая цвет в более светлой тональности
(гармонирующая тонировка) . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 119
2.3. Имитирующая тонировка . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 120
3. Реконструкция . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 121
4. Технические приемы выполнения тонировок . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 122
5. Краски и растворители для тонировок . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 124
Заключение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 127
Библиография . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 129
Список реставраторов . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 134
Введение. Техника масляной живописи в контексте проблем реставрации 7
Глава I. Общее представление о разрушениях произведений
станковой масляной живописи в связи с их технологией,
условиями бытования и хранения. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 13
1. Структура картин, исполненных в масляной технике.
Причины и виды повреждений . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 13
2. Повреждения материалов, применяемых в качестве основы
для масляной живописи, и методы их устранения . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 15
2.1. Гибкие основы: холст, картон, бумага . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 15
2.2. Жестокие основы: дерево, металл . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 15
3. Виды грунтов масляной живописи и их повреждения . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 29
4. Повреждения красочного слоя масляной живописи . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 35
5. Виды защитных лаковых покрытий масляной живописи
и их повреждения . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 39
Глава II. Методы технической реставрации. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 41
1. Подрамник . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 41
1.1. Историческое развитие конструкции подрамника.
Требования к экспозиционному подрамнику. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 41
1.2. Современные требования к подрамнику . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 45
2. Укрепление красочного слоя . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 47
2.1. Укрепление живописи на клеевом грунте . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 48
2.2. Общая профилактическая заклейка . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 50
2.3. Укрепление с оборота холста . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 51
3. Укрепление расслоений красочного слоя. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 52
4. Укладка сседаний . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 53
4.1. Укладка сседаний клеевым способом . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 53
4.2. Укладка сседаний с помощью лака (метод П.И. Баранова) . . . . . . . . . . . . . . . 54
5. Устранение деформации холста. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 55
6. Соединение прорывов. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 58
6.1. Соединение простых прорывов без утраты основы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 59
6.2. Соединение прорывов встык на ПВБ. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 60
7. Подведение реставрационных кромок . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 61
8. Подведение реставрационного грунта в местах утрат . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 66
9. Реставрация живописи на картоне . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 67
10. Реставрация живописи на холсте, наклеенном на картон. . . . . . . . . . . . . . . . . . . 69
11. Дублирование холста . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 70
11.1. Удаление этикеток, наклеек, печатей с оборота холста . . . . . . . . . . . . . . . . . 71
11.2. Удаление старого дублировочного холста. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 73
11.3. Расчистка оборота . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 74
11.4. Обработка швов . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 75
11.5. Выбор холста для дублирования . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 76
11.6. Использование прокладочных материалов . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 77
11.7. Дублирование по методу «подрамник в подрамник» . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 78
11.8. Натяжка дублированной картины . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 80
Глава III. Раскрытие живописи . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 83
1. Выбор научно обоснованного метода раскрытия живописи . . . . . . . . . . . . . . . . . 83
2. Удаление поверхностных загрязнений . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 85
3. Выбор метода и технические приемы работы
со старым лаковым покрытием . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 94
3.1. Регенерация лака. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 95
3.2. Приемы регенерации лака напылением спирта
или смеси растворителей . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 96
3.4. Подбор растворителей и техника удаления старых
лаковых покрытий . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 98
3.5. Контроль за удалением лака в ультрафиолетовых лучах . . . . . . . . . . . . . . . . 99
4. Этические проблемы удаления лаковых покрытий картин . . . . . . . . . . . . . . . . . 103
5. Удаление записей . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 104
5.1. Подход к удалению поздних неавторских добавлений — записей . . . . . . . . . . 107
5.2. Причины нанесения записей. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 109
5.3. Подбор растворителей для удаления записей. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 111
5.4. Приемы работы по удалению записей . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 114
Глава IV. Тонировки и реконструкция . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 117
1. Музейные правила тонировки и реконструкции . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 117
2. Виды тонировок . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 118
2.1. Тонировка нейтральным тоном. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 118
2.2. Тонировка, воссоздающая цвет в более светлой тональности
(гармонирующая тонировка) . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 119
2.3. Имитирующая тонировка . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 120
3. Реконструкция . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 121
4. Технические приемы выполнения тонировок . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 122
5. Краски и растворители для тонировок . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 124
Заключение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 127
Библиография . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 129
Список реставраторов . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 134