Танатологическая тема в русской словесности XI–XXI вв.
ISBN978-5-91674-628-0
УДК821.161.1
Масса
0.68 кг.
Страниц464 шт.
Тема
Искусствоведение. Культурология
История России
Литературоведение
Христианский Восток
Христианство. История Церкви
Этнолингвистика. Фольклор. Этнография
История России
Литературоведение
Христианский Восток
Христианство. История Церкви
Этнолингвистика. Фольклор. Этнография
Воропаев В. А., Дергачева И. В., Конявская Е. Л., Мильков В. В.
Танатологическая тема в русской словесности XI–XXI вв. — М.: Индрик, 2021. — 464 с., ил.
ISBN 978-5-91674-628-0
В книге представлено комплексное исследование воззрений на смерть и бытие после смерти по данным средневековых памятников письменности (святоотеческое наследие, апокрифы, агиография, патерики, синодики, летописание), древних актов (вкладные, данные, духовные, договорные) и наиболее значительных памятников русской словесности Нового времени на данную тематику. Не ставя цели дать исчерпывающую картину представлений о смерти и загробной жизни в русской литературе, авторы анализируют наиболее яркие и значимые произведения авторов, для которых танатологическая тема была одной из центральных. Исследование хронологически охватывает период c XI по XX в., изучая сложный религиозно-синкретический феномен, сложившийся в результате взаимодействия христианских и автохтонных воззрений на загробную жизнь, а также под влиянием апокрифических идейных импульсов. Источниковедческая база включает как переводные византийские сочинения, произведения общеевропейской и неканонической книжности, так и оригинальные древнерусские произведения, а также художественные тексты выдающихся отечественных авторов, обращавшихся к танатологической тематике. Рассмотрение их в контексте межкультурной коммуникации позволяет оценить степень внешних влияний на Русь со стороны Византии и культур сопредельных народов, с которой русским приходилось вступать во многосторонние взаимодействия.
Книга предназначена для филологов, культурологов, историков, изучающих вопросы ментальности в контексте истории, литературы и культуры Древней Руси и России и Нового времени.
Танатологическая тема в русской словесности XI–XXI вв. — М.: Индрик, 2021. — 464 с., ил.
ISBN 978-5-91674-628-0
В книге представлено комплексное исследование воззрений на смерть и бытие после смерти по данным средневековых памятников письменности (святоотеческое наследие, апокрифы, агиография, патерики, синодики, летописание), древних актов (вкладные, данные, духовные, договорные) и наиболее значительных памятников русской словесности Нового времени на данную тематику. Не ставя цели дать исчерпывающую картину представлений о смерти и загробной жизни в русской литературе, авторы анализируют наиболее яркие и значимые произведения авторов, для которых танатологическая тема была одной из центральных. Исследование хронологически охватывает период c XI по XX в., изучая сложный религиозно-синкретический феномен, сложившийся в результате взаимодействия христианских и автохтонных воззрений на загробную жизнь, а также под влиянием апокрифических идейных импульсов. Источниковедческая база включает как переводные византийские сочинения, произведения общеевропейской и неканонической книжности, так и оригинальные древнерусские произведения, а также художественные тексты выдающихся отечественных авторов, обращавшихся к танатологической тематике. Рассмотрение их в контексте межкультурной коммуникации позволяет оценить степень внешних влияний на Русь со стороны Византии и культур сопредельных народов, с которой русским приходилось вступать во многосторонние взаимодействия.
Книга предназначена для филологов, культурологов, историков, изучающих вопросы ментальности в контексте истории, литературы и культуры Древней Руси и России и Нового времени.
СОДЕРЖАНИЕ
Введение.................................................................................... 9
I. ИНОБЫТИЕ И ЖИЗНЬ ПОСЛЕ СМЕРТИ
ПО ДАННЫМ ДРЕВНЕРУССКОЙ КНИЖНОСТИ
(В. В. Мильков)........................................................................... 21
Инобытие в христианской картине мира ............................... 21
Споры о рае .............................................................................. 34
Рай в сердце (мистический взгляд) ........................................ 43
Рай прошлого (феноменальный подход):
Тема земного рая в переводной книжности .......................... 51
Описание земного рая в хронографах и повестях ........... 57
Образы земного рая в апокрифах Древней Руси .............. 74
Рай будущего (ноуменальная концепция инобытия) ............ 80
Ортодоксальный взгляд на жизнь после смерти ............ 80
Образы Царствия Небесного
в апокрифической книжности ...................................... 84
Трактовки природы рая и их отношение
к течениям древнерусской мысли ....................................... 93
II. ТЕМАТИКА ПОСМЕРТНОГО
СПАСЕНИЯ И НАКАЗАНИЯ В ПАМЯТНИКАХ
ДРЕВНЕРУССКОЙ ТАНАТОЛОГИИ
(И. В. Дергачева) ...................................................................... 109
Топосы иного мира в «Житии Василия Нового» .................. 109
Грех и воздаяние по данным древнерусских синодиков ........ 121
Преодоление смерти: синодические поминания
и молитвы по усопшим ....................................................... 142
Документальная практика устроения души .......................... 154
III. ТАНАТОЛОГИЧЕСКИЕ МОТИВЫ
В ДРЕВНЕРУССКОЙ СЛОВЕСНОСТИ
(Е. Л. Конявская) ...................................................................... 163
Князья ....................................................................................... 163
Тема конца жизни князя в летописях ............................... 163
Тема конца жизни в договорных грамотах
русских князей XIV–XV веков ......................................... 208
Спасение в миру и в монастыре ........................................ 217
Преподобные и иноки ............................................................. 221
Жития Феодосия Печерского
и Авраамия Смоленского ................................................ 221
Тема конца жизни и иного мира
в Киево-Печерском патерике ........................................ 231
Святители ................................................................................. 237
Нестор Ростовский: тема Страшного суда
в Поучении на празднование 1 августа
(Всемилостивому Спасу и Божией Матери) ............... 237
Последний путь митрополита Киприана ........................ 239
Приложение 1
Проложное Житие митрополита Киприана ....................... 254
Приложение 2
Житие Киприана в Краткой редакции .................................. 256
Арсений Тверской: плач по владыке ....................................... 258
IV. ТАНАТОЛОГИЧЕСКИЙ ДИСКУРС
В РУССКОЙ СЛОВЕСНОСТИ XVIII ВЕКА
(И. В. Дергачева) ...................................................................... 272
Религиозно-философская лирика Г. Р. Державина:
оппозиция жизнь–смерть .................................................... 272
Тема Memento mori в творчестве В. Ф. Одоевского .............. 278
V. ТАНАТОЛОГИЧЕСКИЙ ДИСКУРС Н. В. ГОГОЛЯ
(В. А. Воропаев) ........................................................................ 285
Эсхатология Гоголя .................................................................. 285
«Ей, гряди, Господи Иисусе»:
кончина Гоголя как его завещание потомкам ........................ 303
Приложение. Записки доктора А. Т. Тарасенкова о последних
днях жизни Н. В. Гоголя: научно-критический анализ ........ 371
VI. ТЕМА СМЕРТИ И ВОСКРЕСЕНИЯ
В ТВОРЧЕСТВЕ Ф. М. ДОСТОЕВСКОГО
(И. В. Дергачева) ...................................................................... 395
VII. РЕЦЕПЦИЯ ТАНАТОЛОГИЧЕСКОГО ДИСКУРСА
В СОВРЕМЕННОЙ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ
(И. В. Дергачева) ...................................................................... 409
Эсхатологический дискурс
в романе М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита» ............ 409
Концепт Спасения в повести Е. Г. Водолазкина «Лавр» ...... 413
Эсхатологический хронотоп в интертексте Улицкой ........... 422
Рецепция особенностей средневекового
танатологического дискурса в прозе Л. С. Петрушевской 426
ЗАКЛЮЧЕНИЕ ........................................................................ 433
ПРИЛОЖЕНИЕ. Материалы к каталогу произведений
танатологической тематики
(И. В. Дергачева, Е. Л. Конявская) ......................................... 441
СПИСОК СОКРАЩЕНИЙ ...................................................... 463
Введение.................................................................................... 9
I. ИНОБЫТИЕ И ЖИЗНЬ ПОСЛЕ СМЕРТИ
ПО ДАННЫМ ДРЕВНЕРУССКОЙ КНИЖНОСТИ
(В. В. Мильков)........................................................................... 21
Инобытие в христианской картине мира ............................... 21
Споры о рае .............................................................................. 34
Рай в сердце (мистический взгляд) ........................................ 43
Рай прошлого (феноменальный подход):
Тема земного рая в переводной книжности .......................... 51
Описание земного рая в хронографах и повестях ........... 57
Образы земного рая в апокрифах Древней Руси .............. 74
Рай будущего (ноуменальная концепция инобытия) ............ 80
Ортодоксальный взгляд на жизнь после смерти ............ 80
Образы Царствия Небесного
в апокрифической книжности ...................................... 84
Трактовки природы рая и их отношение
к течениям древнерусской мысли ....................................... 93
II. ТЕМАТИКА ПОСМЕРТНОГО
СПАСЕНИЯ И НАКАЗАНИЯ В ПАМЯТНИКАХ
ДРЕВНЕРУССКОЙ ТАНАТОЛОГИИ
(И. В. Дергачева) ...................................................................... 109
Топосы иного мира в «Житии Василия Нового» .................. 109
Грех и воздаяние по данным древнерусских синодиков ........ 121
Преодоление смерти: синодические поминания
и молитвы по усопшим ....................................................... 142
Документальная практика устроения души .......................... 154
III. ТАНАТОЛОГИЧЕСКИЕ МОТИВЫ
В ДРЕВНЕРУССКОЙ СЛОВЕСНОСТИ
(Е. Л. Конявская) ...................................................................... 163
Князья ....................................................................................... 163
Тема конца жизни князя в летописях ............................... 163
Тема конца жизни в договорных грамотах
русских князей XIV–XV веков ......................................... 208
Спасение в миру и в монастыре ........................................ 217
Преподобные и иноки ............................................................. 221
Жития Феодосия Печерского
и Авраамия Смоленского ................................................ 221
Тема конца жизни и иного мира
в Киево-Печерском патерике ........................................ 231
Святители ................................................................................. 237
Нестор Ростовский: тема Страшного суда
в Поучении на празднование 1 августа
(Всемилостивому Спасу и Божией Матери) ............... 237
Последний путь митрополита Киприана ........................ 239
Приложение 1
Проложное Житие митрополита Киприана ....................... 254
Приложение 2
Житие Киприана в Краткой редакции .................................. 256
Арсений Тверской: плач по владыке ....................................... 258
IV. ТАНАТОЛОГИЧЕСКИЙ ДИСКУРС
В РУССКОЙ СЛОВЕСНОСТИ XVIII ВЕКА
(И. В. Дергачева) ...................................................................... 272
Религиозно-философская лирика Г. Р. Державина:
оппозиция жизнь–смерть .................................................... 272
Тема Memento mori в творчестве В. Ф. Одоевского .............. 278
V. ТАНАТОЛОГИЧЕСКИЙ ДИСКУРС Н. В. ГОГОЛЯ
(В. А. Воропаев) ........................................................................ 285
Эсхатология Гоголя .................................................................. 285
«Ей, гряди, Господи Иисусе»:
кончина Гоголя как его завещание потомкам ........................ 303
Приложение. Записки доктора А. Т. Тарасенкова о последних
днях жизни Н. В. Гоголя: научно-критический анализ ........ 371
VI. ТЕМА СМЕРТИ И ВОСКРЕСЕНИЯ
В ТВОРЧЕСТВЕ Ф. М. ДОСТОЕВСКОГО
(И. В. Дергачева) ...................................................................... 395
VII. РЕЦЕПЦИЯ ТАНАТОЛОГИЧЕСКОГО ДИСКУРСА
В СОВРЕМЕННОЙ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ
(И. В. Дергачева) ...................................................................... 409
Эсхатологический дискурс
в романе М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита» ............ 409
Концепт Спасения в повести Е. Г. Водолазкина «Лавр» ...... 413
Эсхатологический хронотоп в интертексте Улицкой ........... 422
Рецепция особенностей средневекового
танатологического дискурса в прозе Л. С. Петрушевской 426
ЗАКЛЮЧЕНИЕ ........................................................................ 433
ПРИЛОЖЕНИЕ. Материалы к каталогу произведений
танатологической тематики
(И. В. Дергачева, Е. Л. Конявская) ......................................... 441
СПИСОК СОКРАЩЕНИЙ ...................................................... 463