Израиль древний и новый. Труды кафедры иудаики. Выпуск 1
Тематика сборника отражает профили преподавания иудаики и израилеведения на кафедре иудаики ИСАА МГУ: еврейская история, еврейские языки, еврейские литературы, экономика и политика Государства Израиль. Эта многосторонность с самого начала была заложена в основу существования кафедры и ИСАА в целом. Различные научные дисциплины объединяются здесь для изучения культур и цивилизаций, одной из которых является еврейская цивилизация. Несмотря на все исторические перипетии, она сохраняет свои отличительные черты, свою уникальность. Отсюда название сборника — «Израиль древний и новый». Современное Государство Израиль (предмет израилеведения) представляет собой феномен еврейской цивилизации и не может быть понято вне ее контекста.
Кафедра иудаики возникла на основе Центра иудаики и еврейской цивилизации, основанного в 1998 г. в рамках договора между МГУ и Еврейским университетом Иерусалима. Приказ о создании кафедры иудаики был подписан ректором МГУ академиком В.А. Садовничим в декабре 2005 г. У Центра иудаики (до создания кафедры) не было постоянного штата сотрудников. Преподавание держалось на привлеченных московских преподавателях и на профессорах Еврейского университета Иерусалима.
Целью сотрудничества с Еврейским университетом было формирование в ИСАА собственного корпуса преподавателей иудаики и израилеведения из выпускников Центра, а затем — кафедры. Этот сборник — показатель успехов в подготовке преподавателей. Почти все авторы — выпускники кафедры, преподающие в ИСАА. Это показатель не только научного уровня кафедры, но и ее успехов в педагогике, в выращивании кадров.
Кафедра иудаики возникла на основе Центра иудаики и еврейской цивилизации, основанного в 1998 г. в рамках договора между МГУ и Еврейским университетом Иерусалима. Приказ о создании кафедры иудаики был подписан ректором МГУ академиком В.А. Садовничим в декабре 2005 г. У Центра иудаики (до создания кафедры) не было постоянного штата сотрудников. Преподавание держалось на привлеченных московских преподавателях и на профессорах Еврейского университета Иерусалима.
Целью сотрудничества с Еврейским университетом было формирование в ИСАА собственного корпуса преподавателей иудаики и израилеведения из выпускников Центра, а затем — кафедры. Этот сборник — показатель успехов в подготовке преподавателей. Почти все авторы — выпускники кафедры, преподающие в ИСАА. Это показатель не только научного уровня кафедры, но и ее успехов в педагогике, в выращивании кадров.
СОДЕРЖАНИЕ
А.Б. Ковельман. Предисловие ........................................... 7
ЛИТЕРАТУРОВЕДЕНИЕ И ПАЛЕОГРАФИЯ
М.В. Вогман. Эфиопский поход Моисея:
нарратив и экзегеза у Артапана ...................................... 9
А.В. Лисицына. Фрагмент рукописи
мидраша «Танхума» из фондов НИОР РГБ ............... 59
А.С. Вайсман. Мемуарные стратегии
в еврейских и русских автобиографиях
конца XIX — начала XX века:
детство в воспоминаниях П. Венгеровой
и Е. Водовозовой ............................................................... 71
А.Л. Полян. Американская поэзия на идише —
о Ленине, русской революции и братстве народов:
случай Пролетпена ......................................................... 101
ЯЗЫКОЗНАНИЕ И ПРЕПОДАВАНИЕ ЯЗЫКА ИВРИТ
П.Ю. Скородумова. К вопросу о путях
грамматикализации в иврите ...................................... 121
К.А. Минашкина, Ю.А. Бутеева. К вопросу
о роли консультанта-методиста в области
школьного преподавания иностранных языков
(на примере преподавания иврита
в старших классах РФ, Украины
и Республики Молдовы) ................................................ 129
ИСТОРИЯ
М.И. Гаммал. Караимы и империя:
освобождение караимов от рекрутской
повинности 1827 года ..................................................... 143
И.В. Баркусский. Библиотека Шнеерсонов
до 1928 года: события и люди ..................................... 167
ЭКОНОМИКА И ПОЛИТОЛОГИЯ
Д.А. Марьясис. О некоторых подходах к оценке
государственной политики в области инноваций.
Пример Израиля ............................................................. 185
С.А. Кожеуров. Политическое измерение
социального протеста: массовые протесты
2011 года и проблема представительной
демократии в Израиле ................................................... 203
Авторы сборника ............................................................ 218
Summaries ........................................................................ 219
А.Б. Ковельман. Предисловие ........................................... 7
ЛИТЕРАТУРОВЕДЕНИЕ И ПАЛЕОГРАФИЯ
М.В. Вогман. Эфиопский поход Моисея:
нарратив и экзегеза у Артапана ...................................... 9
А.В. Лисицына. Фрагмент рукописи
мидраша «Танхума» из фондов НИОР РГБ ............... 59
А.С. Вайсман. Мемуарные стратегии
в еврейских и русских автобиографиях
конца XIX — начала XX века:
детство в воспоминаниях П. Венгеровой
и Е. Водовозовой ............................................................... 71
А.Л. Полян. Американская поэзия на идише —
о Ленине, русской революции и братстве народов:
случай Пролетпена ......................................................... 101
ЯЗЫКОЗНАНИЕ И ПРЕПОДАВАНИЕ ЯЗЫКА ИВРИТ
П.Ю. Скородумова. К вопросу о путях
грамматикализации в иврите ...................................... 121
К.А. Минашкина, Ю.А. Бутеева. К вопросу
о роли консультанта-методиста в области
школьного преподавания иностранных языков
(на примере преподавания иврита
в старших классах РФ, Украины
и Республики Молдовы) ................................................ 129
ИСТОРИЯ
М.И. Гаммал. Караимы и империя:
освобождение караимов от рекрутской
повинности 1827 года ..................................................... 143
И.В. Баркусский. Библиотека Шнеерсонов
до 1928 года: события и люди ..................................... 167
ЭКОНОМИКА И ПОЛИТОЛОГИЯ
Д.А. Марьясис. О некоторых подходах к оценке
государственной политики в области инноваций.
Пример Израиля ............................................................. 185
С.А. Кожеуров. Политическое измерение
социального протеста: массовые протесты
2011 года и проблема представительной
демократии в Израиле ................................................... 203
Авторы сборника ............................................................ 218
Summaries ........................................................................ 219