Отзвуки Шопена в русской культуре
Литературоведение
Сборник составлен по материалам международной научной конференции «Отзвуки Шопена в русской культуре», проведенной Институтом славяноведения РАН совместно с Польским культурным центром в Москве в октябре 2010 г. и приуроченной к двухсотлетию со дня рождения композитора. Его авторы — ученые из научных центров России, Польши, Белоруссии. В центре внимания авторов статей широкий круг проблем, связанных с различными аспектами восприятия музыки Фридерика Шопена в России и его влияния на русскую культуру XIX-XXI вв. Это и воздействие Шопена на русских композиторов, и отражение его творчества в художественной литературе, и история российского шопеноведения, и значение великого польского композитора длярусско-польских культурных взаимосвязей.
Содержание
Предисловие (Н.М. Филатова) 7
Шопен в России и в мире
И. Понятовская (Варшава).
Отзвук музыки Шопена в культуре Европы и стран других
континентов. Краткий обзор проблематики.................................................................. 13
Г. Вишневский (Варшава).
О Шопене в России.......................................................................................................... 25
Шопен в контексте русской музыки и музыкальной критики
К.В. Зенкин (Москва).
Следы Шопена в русской музыкальной культуре
XIX-XX веков................................................................................................................. 39
И.И. Никольская (Москва).
В.В. Стасов о Шопене...................................................................................................... 46
И.А. Немировская (Москва).
Жанр баллады в творчестве
Шопена и Чайковского.................................................................................................... 55
Г. Вишневский (Варшава).
М.А. Балакирев и Ф. Шопен........................................................................................... 62
О.В. Собакина (Москва).
Творчество Шопена и проблема формирования
национальных композиторских школ в концепциях
К. Шимановского и А.В. Луначарского......................................................................... 72
Шопеновские мотивы в литературе
А.А. Мальцев (Калининград).
Дантовский сверхсмысл стихотворения Ц.К. Норвида
«Рояль Шопена»............................................................................................................ 85
Б. Бялокозович (Ольштын)
Фридерик Шопен в жизни и творчестве Л.Н. Толстого....................................... 92
О.В. Цыбенко (Москва).
Шопен в русской поэзии
Серебряного века........................................................................................................... 111
В.А. Хорее (Москва).
Ф. Шопен в творчестве Б. Пастернака...................................................................... 121
С.Ф. Мусиенко (Гродно).
История одной любви в мире литературы
(Ж. Санд и Ф. Шопен в драме Я. Ивашкевича
«Лето в Ноане»)................................................................................................................. 129
Х.И. Рогацкий (Варшава)
Фридерик Шопен в текстах польской
Культуры XX века. От Выспяньского до Дытага.................................................... 139
Изучая Шопена. Исполняя Шопена
И.И. Свирида (Москва).
И.Ф. Бэлза как историк культуры и
исследователь Шопена......................................................................................................... 151
Н.М. Филатова (Москва).
Русский поляк Ежи Кухарский — биограф
и переводчик Шопена............................................................................................................. 163
СМ. Фалъкович (Москва).
Под знаком Шопена: советско-польские
музыкальные связи 1920-1930-х годов................................................................................ 173
А.В. Семенова (Москва).
Роль Шопена в искусстве советских и российских исполнителей
(вторая половина XX в.)............................................................................................................. 182
М.: Индрик, 2012. / Отв. ред. Н.М. Филатова.