О своей земле, своей вере, настоящем и пережитом в России XX–XXI вв. (к изучению биографического и религиозного нарратива)
Этнолингвистика. Фольклор. Этнография
В коллективной монографии на материалах полевых и архивных записей исследуются проблемы биографического повествования как специфического речевого жанра, а также анализируются устные интерпретации авторитетных текстов вероучения и правил жизнеустроения. В книге четыре раздела, содержащих анализ и публикации текстов устных повествований, а также автобиографических документов второй половины XX — нач. XXI в., собранных авторами в Тверской, Вологодской, Томской, Брянской, Кировской областях, в Пермском крае, Республике Коми и Удмуртской Республике. При исследовании автобиографических повествований, описаний малой родины, рассуждений о вере и «последних временах» особое внимание авторы сборника уделяют осмыслению нарратива индивидуального исполнителя как фактора саморефлексии и поддержания идентичности. В книге также изучаются мировоззренческие и жизнестроительные функции фольклорного репертуара в его взаимосвязи с меняющейся социальной реальностью, рукописной и книжной традицией. Духовная культура русского сельского населения рассматривается в ее динамике на протяжении 1970-х — 2010-х гг.; с учетом многообразия региональных и этноконфессиональных традиций русской культуры, особенностей функционирования русского фольклора и языка в иноэтничных общностях (карельских и коми).
СОДЕРЖАНИЕ
Предисловие ................................................................ 7
Об устном нарративе вообще:
размышления исследователей
О.М. Фишман
«Лицом к лицу»: из опыта полевой коммуникации ............. 15
Е.М. Сморгунова
Что же такое «устный нарратив» и что мы от него ждем?
Заметки участника археографических экспедиций ............. 33
О вере и жизни
в «последние времена»
Е.Б. Смилянская
«Три дороги есть: одна в ад в муку, другая в огонь,
а третья в рай…» Повествования о вере и спасении
старообрядцев Верхокамья ........................................... 49
1. Старообрядцы-поморцы Верхокамья:
их история и опыт исследования .............................. 49
2. Беседы о вере с книжницами Верхокамья ................. 67
3. Общее и особенное в религиозных
представлениях поморцев Верхокамья ...................... 113
А.А. Чувьюров
«Вот такая у них вера»: своя и чужая вера
в рассказах печорских коми старообрядцев ...................... 167
Е.Е. Дутчак
«Мы здесь живем и молимся за весь мир»:
повседневность таежной пустыни
в личных историях ее насельников ................................ 195
О.О. Орлова
«Никон взял ключи от царства Христова:
и сам не входит, и людей не пускает»: образ врага
в старообрядческих рассказах о патриархе Никоне ............. 221
Магия и мифология в повседневной жизни
Е.В. Публичук, А.Л. Топорков
«Где-то что-то есть»: знахарка из Андомы о жизни,
о вере и об опыте целительства ..................................... 235
А.Б. Ипполитова, А.Л. Топорков
«Прожила как в мельничном колесе, вот таку жись»:
записи мифологической и биографической прозы
из с. Тихманьга ....................................................... 261
О своей земле и былом времени
Е.С. Данилко
«Святск, потому что святое место…»:
воспоминания о селе, которого не стало .......................... 329
О.М. Фишман
Образ малой родины в устном
и письменном нарративе тверских карелов XX в. ............... 363
О.М. Фишман
«Сама от себя, чего знаю, чего помню»:
тетради с повествованиями тверской карелки
Анастасии Федоровны Любимовой ................................ 435
Список сокращений ....................................................... 463
Сведения об авторах ...................................................... 465
Summary ................................................................... 468
Под ред. Е.Б. Смилянской. — М.: «Индрик», 2012.