В. М. Гуминский. Жизнь и творчество Н. В. Гоголя в контексте христианской традиции
В монографии анализируется ряд проблем, определяюшихся исто-
рией формирования и развития у Гоголя христианского идеала,
ставшего (в частности, под влиянием исихазма) идеалом мистико-
аскетической (монашеской) жизни. Этот евангельский идеал
писатель стремился воплотить в творчестве, а также в призыве
к воцерковлению всех сторон жизни России («Выбранные места
из переписки с друзьями»). Вместе с тем, по мнению автора моно-
графии, художественный мир Гоголя («Мертвые души») оказался
тесно связан с архаическими пластами национальной (фольклор)
и мировой культуры (Гомер; Библия) и это противоречие, прео-
доленное в истории Церкви и средневековом искусстве, привело,
в конечном счете, к катастрофе.
рией формирования и развития у Гоголя христианского идеала,
ставшего (в частности, под влиянием исихазма) идеалом мистико-
аскетической (монашеской) жизни. Этот евангельский идеал
писатель стремился воплотить в творчестве, а также в призыве
к воцерковлению всех сторон жизни России («Выбранные места
из переписки с друзьями»). Вместе с тем, по мнению автора моно-
графии, художественный мир Гоголя («Мертвые души») оказался
тесно связан с архаическими пластами национальной (фольклор)
и мировой культуры (Гомер; Библия) и это противоречие, прео-
доленное в истории Церкви и средневековом искусстве, привело,
в конечном счете, к катастрофе.
ОГЛАВЛЕНИЕ
Путь писателя ................................................................................................ 7
«Тарас Бульба» в «Миргороде» и «Арабесках» ................................ 76
Гоголь и Малороссия . ................................................................................. 95
«Старосветские помещики»: история и проблематика
(опыт монографического исследования) ....................................... 109
Русская «Одиссея» и русский Гомер . ................................................. 199
К проблеме «Гоголь и исихазм» . ......................................................... 253
Гоголь на Святой Земле ......................................................................... 286
Гоголь: освоение пространства (Италия и Россия) ..................... 354
Гоголь и славянофилы: к проблеме
самобытного развития русской литературы . ............................... 368
Гоголь и И. В. Киреевский ...................................................................... 377
Свое и чужое в русских путешествиях:
к спорам западников и славянофилов . ........................................... 386
Гоголь и русская интеллигенция:
к постановке проблемы . ........................................................................ 404
О некоторых сюжетах и образах «Выбранных мест…»
(предварительные заметки) ................................................................ 416
Умирание искусства: Пушкин и Гоголь .......................................... 430
Указатель имен . ........................................................................................ 484
Путь писателя ................................................................................................ 7
«Тарас Бульба» в «Миргороде» и «Арабесках» ................................ 76
Гоголь и Малороссия . ................................................................................. 95
«Старосветские помещики»: история и проблематика
(опыт монографического исследования) ....................................... 109
Русская «Одиссея» и русский Гомер . ................................................. 199
К проблеме «Гоголь и исихазм» . ......................................................... 253
Гоголь на Святой Земле ......................................................................... 286
Гоголь: освоение пространства (Италия и Россия) ..................... 354
Гоголь и славянофилы: к проблеме
самобытного развития русской литературы . ............................... 368
Гоголь и И. В. Киреевский ...................................................................... 377
Свое и чужое в русских путешествиях:
к спорам западников и славянофилов . ........................................... 386
Гоголь и русская интеллигенция:
к постановке проблемы . ........................................................................ 404
О некоторых сюжетах и образах «Выбранных мест…»
(предварительные заметки) ................................................................ 416
Умирание искусства: Пушкин и Гоголь .......................................... 430
Указатель имен . ........................................................................................ 484