Сергей Аванесов ГОРОД КАК КУЛЬТУРНЫЙ ПРОЕКТ
В книге анализируются культурные параметры города как особой формы чело-
веческого существования. Рассмотрены визуально-семиотические измерения
городской среды, текстуальные и мнемонические характеристики городских
пространств, смысловая структура городской территории как динамичного
хронотопа. Выявлены функции городского культурного кода как условия ак-
туализации базовых смыслов и ценностей, лежащих в основе исторической
преемственности (идентичности) городской среды. Показана взаимная об-
условленность градообразующей идеологии и городских социокультурных
практик, коррелирующих с конфигурацией городского пространства. Обо-
снована ценность городского вида как важнейшего компонента культурного
наследия и ключевого фактора локальной идентичности. Сформулирована
необходимость и показана возможность понимания города как культурного
проекта, отражающего и транслирующего базовые характеристики человека.
Для специалистов в области урбанистики, антропологии города, визуаль-
ной семиотики, культурологии, теории архитектуры и градостроительства.
веческого существования. Рассмотрены визуально-семиотические измерения
городской среды, текстуальные и мнемонические характеристики городских
пространств, смысловая структура городской территории как динамичного
хронотопа. Выявлены функции городского культурного кода как условия ак-
туализации базовых смыслов и ценностей, лежащих в основе исторической
преемственности (идентичности) городской среды. Показана взаимная об-
условленность градообразующей идеологии и городских социокультурных
практик, коррелирующих с конфигурацией городского пространства. Обо-
снована ценность городского вида как важнейшего компонента культурного
наследия и ключевого фактора локальной идентичности. Сформулирована
необходимость и показана возможность понимания города как культурного
проекта, отражающего и транслирующего базовые характеристики человека.
Для специалистов в области урбанистики, антропологии города, визуаль-
ной семиотики, культурологии, теории архитектуры и градостроительства.
СОДЕРЖАНИЕ
Введение
В поисках города [8]
Часть 1. Визуальная семиотика города [14]
1.1. Город как культурный миф [15]
1.2. Визуальная семиотика города: перспектива исследования
городских текстов [22]
1.3. Религиозная архитектура: визуально-семиотические аспекты [32]
1.4. Иерусалимская топика: Западная Сибирь / Нижняя Силезия [40]
1.5. Томск: визуальное конструирование локальных
городских пространств [55]
1.6. Томск как видимое [61]
Часть 2. Антропология города [64]
2.1. Городское пространство как антропологический феномен [65]
2.2. Антропология города в трудах М. С. Уварова [84]
2.3. Визуальные знаки Армении в Сибири: городская автобиография [94]
2.4. Городское кино как антропологический приём [101]
2.5. Сайдинг: архитектура и материя города [131]
2.6. Университет и формирование урбанистической реальности [141]
2.7. Учебно-рекреационное пространство: «Зелёная лампа» в Томске [149]
Часть 3. Город: структура, код, идентичность [160]
3.1. Визуальная структура городской среды
и концепт культурного кода [161]
3.2. Визуальные паттерны городской среды
и культурная идентичность [171]
3.3. Городской вид как культурная ценность [189]
3.4. Площадь в структуре городской среды [200]
3.5. Городские «вестибюли» в сценариях городских практик [219]
3.6. Культурно-коммуникативные контексты
городских бизнес-практик [233]
Заключение
Город как открытие [240]
Библиография [245]
Введение
В поисках города [8]
Часть 1. Визуальная семиотика города [14]
1.1. Город как культурный миф [15]
1.2. Визуальная семиотика города: перспектива исследования
городских текстов [22]
1.3. Религиозная архитектура: визуально-семиотические аспекты [32]
1.4. Иерусалимская топика: Западная Сибирь / Нижняя Силезия [40]
1.5. Томск: визуальное конструирование локальных
городских пространств [55]
1.6. Томск как видимое [61]
Часть 2. Антропология города [64]
2.1. Городское пространство как антропологический феномен [65]
2.2. Антропология города в трудах М. С. Уварова [84]
2.3. Визуальные знаки Армении в Сибири: городская автобиография [94]
2.4. Городское кино как антропологический приём [101]
2.5. Сайдинг: архитектура и материя города [131]
2.6. Университет и формирование урбанистической реальности [141]
2.7. Учебно-рекреационное пространство: «Зелёная лампа» в Томске [149]
Часть 3. Город: структура, код, идентичность [160]
3.1. Визуальная структура городской среды
и концепт культурного кода [161]
3.2. Визуальные паттерны городской среды
и культурная идентичность [171]
3.3. Городской вид как культурная ценность [189]
3.4. Площадь в структуре городской среды [200]
3.5. Городские «вестибюли» в сценариях городских практик [219]
3.6. Культурно-коммуникативные контексты
городских бизнес-практик [233]
Заключение
Город как открытие [240]
Библиография [245]